Собор Святой Софии, или Ая София, является главной достопримечательностью Стамбула и одним из древнейших христианских храмов, дошедших до нас почти в полной сохранности. Мировую известность это сооружение получило благодаря своим громадным размерам, возрасту и архитектурному великолепию. Ая София включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ая София внутри.
История собора Святой Софии начинается в 6-м веке, когда ее в нынешнем виде построил император Юстиниан. Цифра чудовищно древняя и маловероятная, поскольку, как гласит история, на протяжении последующей почти целой тысячи лет продвинутые византийские архитекторы не строили ничего сопоставимого по размерам. Потом город завоевали “малограмотные” турки и огромные мечети стали вдруг расти как грибы после дождя… Нет, такая история нам не нужна.
Более того, эти мечети почему-то стилистически очень схожи с византийской архитектурой того давнего времени, в том числе и со Святой Софией. Как будто и не было этой тысячи лет. Часто трудно сходу определить, что изображено на фото: Ая София или какая-то из крупных мечетей 15-17 веков, которых в Стамбуле немало.
Историки также скажут, что собор Святой Софии был построен еще на два века раньше – Константином Великим. Но потом этот собор сгорел, затем его отстроили и он снова сгорел и т.д. Однако к тому, что мы видим сегодня, это не имеет никакого отношения.
Размеры собора потрясают. Его высота 55 метров, а диаметр купола 31 метр. До возведения собора Святого Петра в Риме в 16-м веке Святая София была самым большим христианским храмом в мире – тысячу лет! Посмотрите, как он возвышается над ландшафтом, насколько маленькими кажутся фигурки людей.
Когда строительство собора было закончено, Юстиниан, якобы, воскликнул: “Соломон, я превзошел тебя!”. Имеется в виду легендарный библейский храм, построенный Соломоном в Иерусалиме. Это, конечно, байка, однако упоминание царя Соломона, славившегося своей мудростью, весьма любопытно. Особенно в отношении храма Мудрости (греч. “София” – мудрость).
Нужно учесть, что результаты библейской археологии в Палестине нулевые. И никакого Соломонова храма в Иерусалиме нет, как нет даже и его следов. Поэтому очевидно, что география Святой земли неверна и искать нужно не там, а в другом месте. Например – на территории древнего Константинополя, в котором в средние века находились чуть ли не все старо- и новозаветные артефакты. В том числе и храм, поражавший современников невиданным величием и великолепием.
Интересную гипотезу выдвинул в свое время академик А.Т. Фоменко, который отождествил иерусалимский храм Соломона с собором Святой Софии. Согласно этой гипотезе, он был построен султаном Сулейманом и конечно намного позже, чем принято считать. Непонятные и темные места в Библии, описывающие строительство храма, обретают в свете этой теории ясность и осмысленность.
На возведение Святой Софии ушла огромная куча денег. В отделке интерьера использовались драгоценные металлы и он буквально сиял золотом. Этот момент, кстати, имеет место в описаниях строительства и храма Соломона, и мечети Сулеймана Великолепного. Но подтверждается только в Ая Софии.
Трудно сказать точно, в каком году турки замазали штукатуркой все стены собора, закрыв этим от взора молящихся великолепные мозаики и фрески. Лишь в 20-м веке штукатурка была удалена, и миру предстали эти шедевры византийского искусства.
Потолок в одной из галерей.
Главная часть храма.
Туристы-муравьи копошатся внизу. К сожалению, почти половина собора внутри была в строительных лесах.
Напомню историю собора и Константинополя. В 1204 году город был захвачен крестоносцами, которые имели своей целью завоевать Иерусалим. Крестоносцы разграбили город, и собор Святой Софии не стал исключением. В числе многих трофеев воины креста увезли из собора знаменитую плащаницу, которая позже стала называться Туринской.
В 1453 году Константинополь завоевали турки, которые превратили собор в мечеть. В настоящее время София является музеем. На огромных круглых щитах изображены слова из Корана.
Отпечаток руки султана Мехмеда Второго, завоевавшего Константинополь. На ладонь, конечно, не очень похоже, но существует такая легенда. Когда султан Мехмед после штурма города въехал на коне в собор, то оперся рукой о колонну. А так как его конь шел по горе трупов, то отпечаток получился высоко от пола.
Колонна с отпечатком ладони султана.
В 1054 году в стенах собора Святой Софии папский легат вручил константинопольскому патриарху грамоту о его отлучении. Эту дату принято считать за дату разделения христианской церкви на католическую, с центром в Риме, и православную, с центром в Константинополе.
Кстати, то, что Константинополь являлся вторым Римом – это тоже, возможно, историческая неправда. Побывав и в Риме, и в Стамбуле-Константинополе, я заметил, что древняя архитектура во втором более архаичная, чаще каменная, с неровной кладкой, с плохо выдержанной геометрией. В Риме же даже более старые постройки сделаны из стандартного кирпича, ровнее и архитектурно сложнее, что может свидетельствовать о более позднем времени строительства, чем в Константинополе.
Поэтому, возможно, первым Римом являлся Константинополь. Даже само его название “Константинов город” можно перевести, как “Вечный город” (лат. “константа” – постоянный, неизменный) – якобы так с древности называли итальянский Рим. Для захудалого городишка, каким был Рим в средние века, такое название не понятно, а вот в случае с огромным Константинополем – тут все ясно.
Даже известная фраза “Все дороги ведут в Рим” может относиться только к Риму на Босфоре, как к городу, стоящему на пересечении многих торговых путей, как сухопутных, так и морских. В итальянский же Рим вообще никакие дороги, по большому счету, не ведут, он даже не является портовым городом. В общем, тут явно католическая церковь приписала своему дому славу и богатую историю Константинополя.
Но вернемся в Святую Софию. На фото: следы былой красоты.
Вход в Ая Софию, конечно, платный. Билет стоит 25 лир – около 10 евро. Желающих много: одна очередь в кассы, другая – собственно ко входу в собор. Внутри можно ходить сколько хочешь, но смотреть, честно говоря, особо не на что – сами видите. Все однообразно и аскетично. Из-за неоднократных разграблений, периодов иконоборчества и владычества турок от интерьера мало чего осталось. Дух истории и размеры – это, конечно, впечатляет и захватывает.
Еще несколько фото Ая Софии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий