Пекин – столица Китая и крупнейший мегаполис на Северо-Китайской равнине, имеющей протяженность свыше 1000 км. Сверкающий небоскребами, этот 20-миллионный город ломает стереотипные представления о Поднебесной.
Пекин – сердце Северного Китая – обширной территории, простирающейся к северу от делящей страну пополам реки Янцзы. Вытекая из Тибетских гор, и финишируя через 6300 километров в Восточно-Китайском море, воды Янцзы делят страну не только географически. Разный климат, разные наречия, различные национальности, разные обычаи и традиции – к северу от Янцзы находится совсем другой Китай, чем к югу.
Пекин – третий по величине город Китая. Тут живет свыше 20 миллионов человек, но давки нет ни на дорогах, ни на тротуарах. По-китайски, кстати, город называется Бэйцзин, что переводится дословно как «северная столица».
Монументальная архитектура, ухоженные широкие улицы, щеголяющие зеленью газонов и клумб, развитая дорожная сеть и инфраструктура делает Пекин притягательным объектом для исследования туристом.
Всего в архитектуре Пекина можно выделить три основных архитектурных стиля – классическая историческая китайская архитектура, типовая застройка времен дружбы КНР и СССР, до боли напоминающая родные края, и уже упомянутый хайтек, привнесенный последним десятилетием.
Другими словами, каждые несколько десятков лет Пекин отстраивается заново – скоро на месте последних лачуг вырастут многоэтажные дома из стекла и бетона.
Недостаток и следствие экспансивного роста Пекина – застилающий улицы смог, порождаемый неэкологичным транспортом и промышленными производствами, сконцентированными в регионе.
Это фото сделано в аэропорту Пекина, который называется «Шоуду»,что переводится как «Столица». Аэропорт расположен в районе Шуньи, в 20 км к северо-востоку от городской зоны Пекина, но он тоже накрыт смогом, в котором непросто и неполезно дышать.
Несмотря на массу неэкологичных авто, жители Пекина жалуют в основном электрические мопеды и скутеры.
Электрификации подверждены все двухколесные транспортные средства
Электрические конструкции на любой вкус имеют приличную динамику и стоят не сильно дороже бензиновых аналогов, и не загрязняют окружающую среду выхлопом.
Поскольку я был в Пекине как участник автопробега «Пекин-Москва», мое первое путешествие по городу состоялось в направлении… местного отдела ГИБДД!
Тут надо сделать небольшое лирическое отступление. Иностранцу попасть в Китай на собственном автомобиле (или просто сесть за руль) практически невозможно – такому путешествию должна предшествовать череда согласований, серьезные финансовые вложения и получение китайских водительских прав.
Чтобы получить вожделенные права, мы отправились в пекинскую транспортную инспекцию, расположенную на окраине города, по пути рассматривая Пекин из окна автобуса.
Классическая архитектура по-китайски
Постепенно мы удаляемся все дальше от центра города
Пейзаж кажется родным
Спальные районы по-Пекински тоже чем-то похожи на московские аналоги
Не правда ли, что-то напоминает?
Хрущевка по-пекински
Чем дальше к окраинам, тем роднее становится пейзаж.
Впрочем, широкие дороги и современные указатели быстро дают понять, что это все-таки не Москва.
Есть и другие отличия. Снаружи управление местного ГАИ выглядит так:
Внутри тоже ничего не напоминает родное ГАИ, скорее, похоже на зал ожидания в аэропорту.
Очень светло, чисто и просторно.
Автовладельцы ждут своей очереди в комфортных креслах.
Для немногочисленных посетителей тут есть все удобства – автоматы с напитками и едой, кафе, зарядки для телефонов и тд.
Вид на ресепшн
Обычно права в Китае выдают после экзамена на китайском языке, но для нас сделали исключение и выдали временные права на неделю без переэкзаменовки и теста на знание языка. Ура!
На выходе встречаю китайца с свежевыданными госномерами. На его лице – блаженная улыбка, он выглядит очень счастливым и совсем не против фотографии. В чем же дело? Ответ очень простой и неожиданный.
В Пекине – свыше 5 миллионов автомобилей. Чтобы пополнить число автомобилистов, мало купить автомобиль. Чтобы побороть пробки, местные власти ограничивают годовую выдачу автомобильных номеров количеством 240 тысяч штук. Номера распределяются при помощи специальной государственной лотереи. Взнос для участия составляет около 5000 рублей. В целом по стране ежегодно выигрывают около 3% процентов участников. Если бюджет позволяет, то номера можно купить и без очереди – это будет стоить 100 тысяч юаней, т.е. около 500 тысяч рублей. В Китае за эту сумму можно приобрести вполне приличный новый автомобиль. Вот почему этот мужчина был так счастлив – ведь теперь он может пользоваться своим автомобилем, правда, не каждый день.
Квотированная выдача номеров – это еще не все в пекинской борьбе с трафиком: с четной последней цифрой номера можно ездить по четным дням, и наоборот. Для иногородних автовладельцев въезд в Пекин требует специального разрешения. Такие жесткие меры не относятся к числу популярных, но эффект поразительный – пробок в гигантском мегаполисе почти нет.
Манера езды у китайцев такая же, как во многих других регионах Азии – они смело игнорируют правила там, где это возможно, совершая порой немыслимые маневры, без оглядки на других участников движения. Они монотонно следуют своей цели, двигаясь по кратчайшему пути, тем не менее, признавая право других делать то же самое.
Маневры, по московским меркам требующие как минимум немедленной «разборки», тут не вызывают у водителей каких либо эмоций – пролез, проехал – хорошо. Свободное место в потоке занял другой автомобиль – не страшно. Несмотря на кажущийся хаос, аварии тут практически не случаются – главное, не делать резких движений, и монотонно следовать в нужном направлении.
Развитая инфраструктура – еще одна отличительная черта Пекина. Широкие проспекты приправлены зеленью тротуаров, многочисленные развязки и эстакады активно эксплуатируются миллионами автомобилистов, мотоциклистов и велосипедистов.
Качество дорог на высоте – даже «олимпийская» дорожная разметка Пекин-2008 еще не стерлась.
Огромные магистрали пронизывают весь город, и дополняются пятью кольцевыми автодорогами. Кстати, Пекинские кольца больше похожи на квадраты, и это вытекает из традиционного «квадратного» формата застройки, называемого «сыхэюань».
Согласно этому принципу, кварталы застраиваются блоками из четырех построек. Четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. Такие блоки строились друг рядом с другом, образуя узкую улицу или аллею. Такие кварталы называются хутунами.
Сейчас большинство хутунов Пекина снесено, однако, некоторые из них сохранены и даже охраняются как объекты культурного наследия.
Самый высокий небоскреб в Пекине, третья башня ChinaWorldTradeCenter, имеет высоту в 330 метров и очень похожа на одну из разрушенных башен-близнецов Нью-Йоркского WTC. Это здание проектировало американское архитектурное бюро «Скидмор, Оуингс и Меррилл».
Офис китайского телевидения CCTV – одно из самых примечательных зданий китайской столицы. Авторы этого здания – знаменитые голландские архитекторы Рем Колхас и Оле Шерен (архитектурное бюро «ОМА»). Проект был реализован специально к началу Олимпийских игр 2008 г.
Петлеобразная форма здания, по словам авторов, символизирует «силу и активность», но в народе эту постройку называют «штаны». Строение состоит из двух башен-небоскребов и имеет высоту 234 метра. Первая башня представляет собой непрерывную петлю из горизонтальных и вертикальных секций, которая присоединена ко второй башне.
Соседний небоскреб – TVCC (Телевизионный культурный центр). Построенный к пекинской Олимпиаде 2008 года, он вмещал в себя гостиницу, центр для посетителей, большой театр и выставочные залы. Тут жили гости Олимпиады, сдать здание в коммерческую эксплуатацию планировали к лету 2009 года. Однако судьба распорядилась иначе – 9 февраля 2009 года, во время вечеринки по случаю празднования Нового года по лунному календарю, руководство комплекса устроило на крыше запуск фейерверков, что привело к трагедии – начался пожар, и за 5 часов здание практически полностью сгорело.
Теперь Пекинские власти не знают, что делать – восстанавливать здание нерентабельно, а снести нельзя – небоскреб TVCC имеет общий фундамент с башнями CCTV, и снос постройки может вызвать обрушение здания.
Строительство небоскребов идет полным ходом.
Строительство небоскребов идет полным ходом.
Центральный деловой район Пекина расположен в районе Гомао. В нём находится большое количество торговых центров, элитного жилья и региональных штаб-квартир различных корпораций.
Пекинская финансовая улица в районах Фусинмэнь и Фучэнмэнь — традиционный финансовый центр города.
Вечер в центре города
Грандиозный национальный Олимпийский стадион «Ласточкино гнездо» рассчитан на 85 тысяч зрителей. Размеры стадиона – 320 на 297 м, высота – 69 м. Это здание примечательно тем, что у него по сути нет стен – «скелет» из переплетающихся стальных балок является одновременно и перекрытиями, и фасадами, и несущей конструкцией здания.
Кстати, над проектом «Гнезда» вместе со швейцарскими архитекторами работал и знаменитый китайский художник и диссидент Ай Вэйвэй, котрый позже отказался от своего авторства по политическим убеждениям.
Еще одно уникальное сооружение, построенное к Олимпиаде 2008 года – это так называемый «Водный куб», центр водных видов спорта. В конструкции этой постройки использованы элементы, внешне напоминающие решетку из водных пузырьков.
Поверхность здания «впитывает» солнечную энергию, используя её для подогрева воды и обогрева помещений. В жаркое летнее время, благодаря отражающему покрытию внутри «пузырей», внутри нежарко.
Китайский национальный теннисный центр, построенный по проекту компании Atelier 11. Благодаря 16-и V-образным колоннам, по форме эта постройка напоминает бриллиант.
Информационный центр Олимпиады – Digital Beijing – работы китайской студии Пэй Чжу.
Район Олимпийской деревни
Предупредительные дорожные указатели в олимпийской деревне.
Впрочем, полиция Пекина находится во всеоружии, хотя и была к нам очень дружелюбна.
Монструозноее высотное сооружение с «грибами»-наростами – будущая новая смотровая башня в Олимпийском парке. Ее высота – 243 метра, и с ее площадок будет открываться прекрасный вид на Пекин.
Это здание я не смог опознать, может, читатели помогут?
Здание центрального вокзала Пекина было построено в 1950-х годах и демонстрирует смешение традиционного китайского стиля и советского стиля 50-х годов. Чем-то напоминает московские вокзалы, только тут эклектичные башенки смотрятся более уместно.
Пятизвездочный отель Beijing International и на заднем плане – государственное управление по делам туризма Китайской Народной Республики. Неудивительно, что именно это место было стартом нашего автопробега «Пекин-Москва».
Наш отель Rainbow Hotel постройки девяностых годов. Что сказать – неплохой отель, но качество китайского строительства за последние 20 лет сильно выросло.
Угловая башня Внутреннего города Дунбяньмэнь – одно из немногих сохранившихся вне исторического центра старых зданий времен династии Минь.
Вообще, многие сооружения в Пекине имеют приставку «самый» – «самый большой в мире аэропорт», «самый большой в мире LCD-экран». Не говоря уже про самую большую в мире площадь Тяньаньмэнь.
Площадь Тяньаньмэнь – крупнейшая в мире и главнейшая в Китае. Ее размер – 880 х 500 метров, а площадь – фантастические 440 тыс. кв. м, что позволяет вместить около миллиона человек. Площадь названа в честь ворот Тяньаньмэнь (в переводе – «Врата Небесного Спокойствия»), которые находятся к северу от площади и отделяют её от Запретного Города.
История площади неоднозначна – не лучшей страницей мировой истории стал силовой разгон протестующих в 1989 году. Тогда в результате «зачистки» погибло около 1000 человек (по некоторым источником, до 7000 человек, хотя правительство заявляло о трех сотнях погибших).
Так или наче, в центральной части огромной площади стоит памятник Народным Героям, рядом с ним – мавзолей дедушки Мао. Также на площади в январе 2011 года установили памятник Конфуцию, но через несколько месяцев однажды ночью он исчез, и никаких официальных комментариев не последовало.
Мне же площадь Тяньаньмэнь больше всего запомнилась тем, что я почти 2 часа пытался поймать на ней такси, и это мне не удалось.
Построенный в начале 15 века, величественный Запретный город (по китайски – Гугун) – это центральная историческая достопримечательность Пекина и самый обширный в мире дворцовый комплекс.
Его площадь превышает 720 тысяч кв. м. Отсюда Поднебесной империей правили 24 императора династий Мин и Цин. Этот грандиозный архитектурный ансамбль, имеющий, согласно легенде, 9999 комнат, ежегодно посещается миллионами туристов. Территория Запретного города очень обширна, и для пристального осмотра потребуется как минимум целый день. Попасть сюда с окраины города без сопровождающих оказалось непросто. Почему?
Дело в том, что даже в крупных китайских городах мало кто говорит по-английски. Я долго пытался объяснить таксисту, что хочу попасть в Forbidden City, Запретный Город. Он наотрез отказывался понимать меня.
Вскоре на помощь пришли случайные прохожие. Симпатичная девушка в строгом деловом платье тоже не знала ни слова по-английски, но позвонила кому-то, кто знал на пару слов больше. Увы, ничего объяснить так и не получилось, собеседник меня явно не понимал, но за это время я смог загрузить картинки желаемого пункта назначения через интернет на своем смартфоне. «Гугун!» – вот что нужно было сказать таксисту, чтобы отправиться в нужном направлении.
Справедливости ради стоит отметить, что в туристических местах Пекина проблем с английским языком не возникает – и багаж путешественников молниеносно пополняется новыми чемоданами и их содержимым – смартфонами, трикотажем, плюшевыми пандами, магнитами с зубом китайской стены и купленным втридорога «элитным» чаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий