среда, 2 апреля 2014 г.

Сергею Ильюшину - 120. История человека - история города


"Самара-авиационная" началась с легендарного штурмовика Ил-2.
А ровно 120 лет назад, 31 марта 1894 года в небольшой вологодской деревне Дилялево появился на свет великий советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Я не ошибся - не 30 марта, как написано в Википедии, и как праздновали в Самаре, а 31 марта.
Вчера, 31 марта и состоялся юбилейный вечер на "Ильюшинской фирме", в день когда праздновал свое день рождение сам Сергей Владимирович.

История человека, история неба и история нашего города оказались неразрывно связаны... 


Сергей Ильюшин подарил нашей стране множество прекрасных самолетов.
Среди них родоначальник советской дальней авиации ДБ-3, прославленный штурмовик Ил-2, бомбардировщики Ил-4 и Ил-28, пассажирские Ил-12 и Ил-62. Он заложил особые традиции советского и российского самолетостроения, которые продолжают его ученики и последователи.
7
Мне хочется рассказать вам про наиболее значимые, на мой взгляд, машины:

ДБ-3. Дальний бомбардировщик.
В период 1938-39 г. бомбардировщик стал участником ряда рекордных по дальности перелетов, в том числе перелете из Москвы в Северную Америку, преодолев 8 тысяч километров.
Эта машина, заметно отличалась в положительную сторону от многих современных самолетов аналогичного назначения.
1
Принятые на вооружение советских ВВС за пять лет до начала Великой Отечественной войны и последовательно совершенствуемые в направлении увеличения мощности двигателей, усиления наступательного и оборонительного вооружения, самолеты ДБ-3 и ДБ-3ф (Ил-4) являлись основным типом боевого самолета советской дальнебомбардировочной и минно-торпедной авиации вплоть до конца войны.

В августе 1941 года на этих самолетах был нанесен первый удар по Берлину - столице нацистского рейха.


Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — знаменитый советский штурмовик, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.
Стране был нужен современный, защищенный самолет штурмовой авиации.
кн (2)
Уже 2 октября 1939 года лётчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял в воздух прототип — БШ-2. В дальнейшем самолет получил имя Ил-2 и стал самый массовым боевым самолётом в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч единиц.
За характерную форму фюзеляжа в Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (интересный факт, но ударный вертолет Ми-24 имеет такое-же прозвище).

Ил-2 в небе над Берлином.
2-3
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком» (что было совсем недалеко от истины). Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его "Бетонный самолет" (нем. Betonflugzeug). У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «Мясорубка» (Fleischwolf) и самое известное «Черная смерть» (нем. Schwarzer Tod).

Памятник Ил-2 в Самаре.2-1
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство.

Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве.
3

Осенью 1941 года Самару (тогда Куйбышев), пришло множество эшелонов. На них перевезли из Москвы оборудование авиационного завода № 1, моторного завода № 24, а из Воронежа авиационного завода № 18. Правительство СССР потребовало, не позднее чем через два месяца после переезда, организовать на новой площадке (в районе станции Безымянка) полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2. Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней.
кн (3)

На берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь. Рядом с ним заработал еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.
кн (1)

Многие заводы города Куйбышева в годы войны обеспечивали выпуск комплектующих деталей для боевого самолета. Механический завод № 207 освоил за короткий срок серийный выпуск бронекорпусов самолетов Ил-2. Завод аэродромного оборудования, поставлял авиационным предприятиям узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки.
4

Инженеры и рабочие завода «Металлист» изготавливали вооружение-скорострельные пулеметы ШКАС, установки турельные, синхронные, крыльевые. Подшипниковые заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками все заводы авиационного профиля. Очень многие Куйбышевцы трудились над производством легендарного и такого нужного фронту штурмовика.
Теперь Ил-2 гордо стоит на постаменте и является символом Самары.
Именно на Ил-2 мой дед прошел всю войну, участвовал в Сталинградской битве, и во многом его рассказы направили меня в военную авиацию.

Но не только военными самолетами был знаменит Сергей Ильюшин.
Еще во время войны, в октябре 1943 года, в ОКБ С. В. Ильюшина, в инициативном порядке, начались работы по проектированию пассажирского самолёта. Первый вариант проекта самолёта Ил-12 был рассчитан на 29 пассажиров, размещённых в герметичном фюзеляже.

Следующей машиной стал более современный Ил-14. Эта машина работала как на внутренних линиях так и за рубежом, а так-же выпускалась во многих странах. Ил-14 входил в состав правительственного авиаотряда.

Ил-14м в Самаре, на учебной площадке СГАУ.
К самолетов (2)

Одной из самых любимых машин Сергея Владимировича был Ил-62.5

Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальне-магистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 года под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 в 1964 году сменили на новые НК-8 Куйбышевского производства В середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.

На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил в качестве правительственного («борт № 1»). Всего было выпущено 289 машин.

Сергей Владимирович Ильюшин. На столе стоит модель Ил-62.
5-1

Снова его кабинет. Модель самолета на старом месте.5-2

А здесь можно прогуляться по музею Ильюшина.

Еще несколько знаковых машин ОКБ Ильюшин:
Ил-86. Первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980—1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. В настоящее время на коммерческих линиях не эксплуатируется. Но мне на нем удалось полетать на линии Москва-Самара.

Его последователь Ил-96
Ил-96 — стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом. Совершил первый полёт в 1988 году. Всего было выпущено 28 самолетов. Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).

Борт №1 Президента России.
6
Всего авиаотряд Россия эксплуатирует 8 бортов.

Вчера утром произошло еще одно "знаковое" для нашей авиации событие.
Последний регулярный рейс на Ил-96-300 "Яков Моисеев" (бортовой номер RA-96008) был выполнен по маршруту Москва-Ташкент-Москва, самолет приземлился в столичном аэропорту Шереметьево 30 марта 2014 года, в 8:09 утра.
6-1

На этом завершилась более чем 20-летняя история эксплуатации в отечественных коммерческих авиакомпаниях самолетов этого типа на регулярных рейсах. С выводом их из эксплуатации, в российских коммерческих авиакомпаниях не осталось ни одного широкофюзеляжного пассажирского самолета отечественного производства. Таким образом, в отечественных коммерческих авиакомпаниях на сегодня не осталось ни одного пассажирского самолета марки Ил. По информации «Аэрофлота» это решение было продиктовано экономическими причинами.
6-2
Грустно... особенно грустно, что это произошло в день 120-летнего юбилея основателя КБ - Сергея Ильюшина.

Еще один знаковый самолет - тяжелый, военно-транспортный Ил-76.
Работы по созданию самолёта начались в 1967 году и проходили под руководством заместителя Сергея Ильюшина - Генриха Новожилова.
8-4
Первый полёт Ил-76 совершил весной 1971 года.
Наверное сложно найти человека, который бы его не узнал. Ил-76 это "кинозвезда" нашей авиации.
8-0
Не поддается подсчету и число его модификаций.
Тут я немного лукавлю, сосчитать можно, но их действительно много, как военных так и гражданских. Впрочем, смотрите сами: транспортный и транспортно-десантный, воздушный танкер-заправщик, стратегический воздушный командный пункт (ВКП) для руководства ядерными силами страны, пожарный, госпиталь, постановщик помех, ДРЛО. Использовался и используется как летающая лаборатория для испытания двигателей, подготовки космонавтов в условиях невесомости и даже самолёт-носитель лазерного оружия.

Топливозаправщик и ДРЛО в небе.8-1

А-50 ДРЛО (Дальнего Радио Локационного Обнаружения) на МАКС 2013.
8-2

Тренировка космонавтов.
8-3
Воистину универсальная машина. Причем его жизнь далеко не закончена.

ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», которым сейчас руководит Виктор Владимирович Ливанов, и КБ завода "Авиастар" выпустили в небо современное продолжение - Изделие 476 или Ил-76МД-90А. Это глубоко модернизированная машина, отвечающая всем современным требованиям.
Y2UL7
Его производство налажено на Ульяновском АВИАСТАРе. Как это выглядит "изнутри" смотрите в репортаже от Марины Лысцевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий