Яёи Кусама – звезда авангарда 1960-х. Её фирменный знак – всё в горошек. То есть, вообще всё: люди, платья, комнаты, лошади, деревья, коллажи. Говорят, в юности Яёи страдала галлюцинациями. Возможно, у неё просто были как-то особенно выражены круги в глазах. Во всяком случае, она сама утверждала, что бесконечные поля в горошек она берёт непосредственно из галлюцинаций. Может, и привирает ради оригинальности, кто знает. Но факт остаётся фактом: она с маниакальным упорством покрывала и покрывает узором в горошек всё, до чего дотягивалась. Ну, то есть, она делала и делает не только это, но, скажем так, в основном это. Япония в своё время показалась ей слишком провинциальной, и в 1957 году она уехала из Киото в Нью-Йорк, где и прославилась. Она активно использовала свой неамериканский облик, раздувала легенду о своих психических отклонениях, устраивала живые инсталляции и хэппенинги в разных публичных местах с использованием обнажённых моделей, выступала против войны во Вьетнаме, в общем, всячески жгла и маяковала. В итоге в 1960-х её стали признавать одним из лидеров американского современного искусства. В 1973 году её опять стали накрывать галлюцинации, она вернулась в Киото и поселилась в психиатрической клинике. До начала 90-х о ней почти не вспоминали, но в 1993-м ей предложили представлять Японию на Венецианской биеннале, после чего она опять начала греметь. И вот в 2011 году она соорудила социально-динамическую инсталляцию-перфоманс в детском арт-центре австралийской галереи современного искусства GOMA. Суть работы такова: в самом начале это чисто белая комната с чисто белой мебелью, но на входе каждому ребёнку дают круглые цветные стикеры, которые он может наклеить в любое понравившееся место, и постепенно комната становится всё ярче, а ощущение холодного бесцветного безумия переходит в безумие, играющее бурей цвета, будто из белого, как из подлинного живородящего хаоса всеобщности, прорывается конкретное.
Обратите внимание, кстати, на последнюю картинку. Она так пестрит, что мебель, детали комнаты столь же плохо различимы, как и в чисто белой комнате в самом начале. Это почти тот же хаос. Однажды об ином подобном проекте совсем другого художника (там всем посетителям предлагалось написать что-нибудь на стене, в результате чего она вся покрылась нечитаемым слоем каракулей) один товарищ сказал мне: «Вот пример действия многих людей при отсутствии единой руководящей воли: хаос, детали теряются, функции смазываются». На самом деле, конечно, всё не совсем так. Во-первых, некая руководящая воля здесь есть – воля художника, который предоставляет поле и даёт вполне конкретный импульс и конкретные материалы: «Бери стикер – клей в комнате». В реальности свободные люди занимаются, как правило, разными делами, у них почти нет шансов улепить нечто до хаосоподобного состояния. Если же им приходится свершать нечто в единой сфере, они общаются, договариваются. В случае с этой комнатой очевидно ничего такого не было.
Ну и ещё немного Яёи Кусамы:
Как вы, видимо, заметили и догадались, на многих работах присутствует сама художница. Сейчас ей 84 года, она живёт в психиатрической клинике и продолжает активно творить. Тем паче, что с 90-х она снова в моде. В том числе, кстати, и в собственно моде. Вот, например, коллекция, разработанная совместно с нею модным домом Луи Витон:
Такая красота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий