Сегодня речь пойдет о самом географически крупном и исторически ценном неофициальном районе Самары — Безымянке. Заводской хребет города, район, обязанный своим рождением Великой войне, цитадель куйбышевских фураг, главная антитеза «старой Самары» — все это о ней.
Текст: Андрей Артемов
Без границ, без ориентиров
Географические границы данного района, как и любого неофициального, условны. 2Gis ограничивает Безымянку четким квадратом в пределах улиц Каховской, Ставропольской, XXII-го Партсъезда и железнодорожных путей. Однако, мы не можем полностью согласиться с этими границами. Так, например, улица Пугачевская в 1940-х годах называлась первой линией Безымянки, то есть северо-восточная граница района как минимум на километр дальше от указанной в 2Gis.
Линии тянулись вплоть до нынешнего XXII-го Партсъезда. Перпендикулярно линиям проходили «улицы». Первая улица Безымянки — современная Физкультурная, а пятая — проспект Юных пионеров.
Само название «Безымянка» появилось в 1903 году. Так был наречен появившийся на Самаро-Златоустовской железной дороге разъезд. Название было дано по весьма тривиальной причине — вокруг была пустынная местность, и каких-либо ориентиров, по которым можно было бы дать более изощренно имя, не было. Вскоре здесь же возник поселок железнодорожников, постепенно расширявшийся за счёт дачных участков.
В 1912 году в непосредственной близости от разъезда Безымянка было начато строительство Самарского железнодорожно-ремонтного завода (Сажерез), которое было завершено спустя два года.
С августа 1932 года завод начали расширять и модернизировать, а в 1935 году предприятие получило имя Валериана Куйбышева. Теперь он назывался Куйбышевский завод запасных частей (КЗЗЧ). К тому времени на нем работало порядка двух тысяч человек. Завод, помимо того что занимался ремонтом подвижных составов, стал выпускать паровозные и вагонные рессоры, оси, пружины и прочие детали железнодорожной направленности. «Пошла на повышение» и сама Безымянка — теперь она стала не разъездом, а полноценной станцией. С этого же времени началось активное жилищное строительство. В 1934 году началась застройка в границах улиц Ново-вокзальной, Победы, Калинина и Свободы. Первыми были возведены дома № 94 и 96 по улице Победы, в редком для Самары стиле постконструктивизма.
Согласно постановлению Комитета обороны СССР № 343-с от 6 августа 1940, в Безымянке началось возведение группы авиационных и моторных заводов. А еще годом ранее была заложена Безымянская ТЭЦ. Поистине циклопических масштабов строительство промышленных предприятий достигло к началу войны. Этот исторический эпизод на долгие годы полюбился идеологической машине советской власти. Как правило, при описании строительства безымянских заводов говорилось, что велось оно в голой степи, в цехах порою не было крыш, и только беспримерный трудовой подвиг советского народа позволил в одночасье создать огромный промышленный массив, ковавший орудия победы. О наличии к началу войны текущих строек умалчивалось. Также практически не упоминалось о широком использовании труда заключенных, однако эта тема заслуживает отдельной статьи.
Крупнейшие промышленные предприятия Безымянки
9 ГПЗ, а ныне ОАО «СПЗ» занял площади первого безымянского завода «Сажерез». Сюда в декабре 1941 года был эвакуирован единственный на тот момент в стране подшипниковый завод из Москвы. Первая продукция была выпущена 18 марта 1942 года. Дебютная партия подшипников предназначались для легендарного танка Т-34.
Моторный завод № 24, позднее — моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе, ОАО «Моторостроитель», с апреля 2010 — открытое акционерное общество «Кузнецов». Эвакуирован из Москвы осенью 1941 года, был размещен на площадке, отведенной для завода № 337. Имя предприятия увековечено в названии остановки общественного транспорта «Проходная ОАО «Моторосторитель», а близ завода со стороны Заводского шоссе установлен бюст М.В. Фрунзе.
Завод аэродромного оборудования № 454. Ныне ОАО «Старт». Был эвакуирован из Киева летом 1941 года.
Строительство и ввод в эксплуатацию последних двух предприятий курировался специально созданным в Куйбышеве Управлением Особого Строительства НКВД СССР (Особстрой). Конечно, ими не ограничивается весь перечень промышленных предприятий появившихся на карте Самары в военные годы. Все они так или иначе связаны с Безымянкой, однако в принятой нами географической модели относятся все же к другим районам города.
Так, о самолетостроительных заводах № 1 и № 18, агрегатном заводе № 35 и «Гидроавтоматике» речь пойдет в отдельной статье, посвященной «Юнгородку».
Так, о самолетостроительных заводах № 1 и № 18, агрегатном заводе № 35 и «Гидроавтоматике» речь пойдет в отдельной статье, посвященной «Юнгородку».
Вопросы квартирный и транспортный
Инфраструтура Безымянки в 40-е годы никак не могла угнаться за все более интенсивным строительством новых предприятий. Остро встала жилищная проблема. И если с заключенными Безымянлага не особо церемонились, предоставляя им кров в виде засыпных бараков со сплошными двухъярусными нарами, где на каждого приходилось в среднем чуть более одного метра «жилплощади», то для вольнонаемных работников необходимы были более комфортные условия жизни. С конца 1941 г. до начала 1943 г. Самара приняла свыше 250.000 эвакуированных. Уже к 1941 году были построены несколько кварталов двухэтажных домов в границах улиц Победы, Воронежской, Юных Пионеров и проспекта Кирова. Собственно, мы можем наблюдать их и по сей день. Как говориться, на том же месте, в тот же час. Парадной стороной нового района стала улица Победы. В 1941 году там были возведены три четырёхэтажных дома с почтой, филиалом универмага, магазином, ателье. В 1942 г. начали работать три школы. 12 сентября того же года приняла первых пациентов Центральная больница Кировского района (она же больница Семашко).
Помимо отсутствия жилья существовала еще и транспортная проблема. К началу 40-х годов территория Самары ограничивалась современными Самарским, Ленинским и небольшой частью Октябрьского района. «Большую землю» и Безымянку связывало лишь грунтовое Черновское шоссе (ныне улица Гагарина). А ведь ежедневно сотням самарцев необходимо было переместиться из нынешнего «старого города» к заводским проходным. Железнодорожный транспорт не справлялся с таким пассажиропотоком. Общее число автобусов, курсировавших по городским маршрутам к началу 40-х достигало отметки в 20 машин, что было существенно меньше необходимого. Решение проблемы было очевидным — строительство трамвайной линии. Она была предусмотрена еще в генеральном плане развития города от 1937 года, известного под названием «Большой Куйбышев». Однако, перед войной средств на этот проект не выделили.
Когда за прокладку линии взялся Особстрой, дело сдвинулось с мертвой точки. Но даже эта организация н ебыла всесильной. Работы начались в мае 1941 года и практически сразу стали отставать от графика. После начала войны сроки сдачи в эксплуатацию трамвайной линии переносились трижды. Точка была поставлена 26 декабря 1941 года. В тот день было дано официальное разрешение на движение вагонов по маршруту от улицы Полевой до 4-го района УОС (ныне, район площади Кирова). Курсировать по нему стал трамвай №3.
Путь от конечной остановки до заводской проходной рабочие преодолевали пешком. Только 10 июля 1943 года трамвайная линия была продлена до остановки Юнгородок. Притом, ходивший по этому отрезку маршрут №8 находился на балансе Наркомата авиационной промышленности, и был передан в веденье ТТУ лишь через 5 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий