воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Самара. Безымянка. Шесть домов квартала Сажерез




1. Место. 

В 1903 году, один из 76 разъездов Самаро - Златоустовской железной дороги, расположенный в 15 верстах от губернского центра,  пустынный, и совершенно ничем не примечательный, получил название Безымянка. Не было в то время в его окрестностях ни единого сколько-нибудь выделяющегося объекта, в честь которого можно было бы его назвать. Так и голову ломать не стали - обозначили, как просилось...
Однако совсем немного времени прошло - и стало это место обживаться и застраиваться. А слово меж тем в обиход вошло прочно...

Первыми в районе Безымянки поселились железнодорожные рабочие. Возник поселок, к которому примыкали дачи.
За период 1912-14 годов, построили здесь и завод - тот самый Сажерез. Будящее фантазию название расшифровывается следующим образом: Самарский железнодорожно-ремонтный завод. Здесь производился ремонт железнодорожных составов.

Впоследствии, во времена, собственно, нас интересующие - в начале 30-х годов 20 века, завод этот сильно видоизменили.
В 1932 году была проведена масштабная реконструкция, построили новые корпуса, расширили производство, завод стал не только ремонтировать, но и выпускать запчасти для вагонов и паровозов. В 1935 году название предприятию дали другое - Куйбышевский завод запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева.
(Заглядывая вперед - в 1942 году, после сборки первого подшипника для танка, завод был переименован в 9-й Государственный подшипниковый завод имени В. В. Куйбышева (9 ГПЗ), в 1992, после акционирования, предприятие носит название ОАО Самарский подшипниковый завод (ОАО СПЗ).)
Железнодорожный разъезд стал станцией.

Естественно, и дальше район развивался. Здесь создавались новые промышленные предприятия - авиационной направленности, возвели ТЭЦ, и все это бурное строительство в основном осуществлялось силами НКВД и расположенного здесь же, ему подведосмтвенного Безымянлага.
Большой толчок в развитии района дало начало ВОВ, когда сюда началась массовая эвакуация заводов из Центральной России, причем - вместе с рабочими...

Старый город - Самара, затем Куйбышев - находился в значительном отдалении от Безымянки. Хоть и была она с 1939 года организована в отдельный, Молотовский, (потом - Советский) район города - а все ж от основной его части, по тем временам, далеко располагалась.  Одно время (правда, уже после войны), была мысль в верхах - вообще, то, что здесь возводится - в особый город отделить - и даже название- Жигулевск уже предложено было.
Это я к тому, что все строительство практически в поле, на новом месте велось.
Соответственно - встал вопрос о том, как все создающееся разумно, и с точки зрения новых веяний в советской архитектуре и идеологии скомплектовать.

В этом месте - небольшой экскурс в архитектурные веяния того периода...


2. Стиль.

С начала 20-х годов - по интересующую нас первую половину 30-х, в советской архитектуре доминировал стиль, считавшийся передовым, пролетарским, выражающим коммунистические материальные ценности, стиль, который был провозглашен лицом так называемой индустриальной эпохи - конструктивизм.
Это было время поиска, творчества, эксперимента.
Сторонники конструктивизма провозглашали искусство, служащее производству, абсолютный рационализм, простоту, лаконичность, удобство, целесообразность,отказ от декора.
Все это противопоставлялось склонному к шику и излишествам быту буржуазии.

Конструктивизм - период массового строительства фабрик-кухонь, Дворцов труда, рабочих клубов, домов - коммун, над проблемой расселения и благоустройства которых  ломали голову последующие поколения жильцов, строителей и риэлторов.

В жилых постройках рационализм архитекторов доходил до санузлов, рассчитанных на несколько квартир, кухонь-шкафов и прочих передовых внедрений.

Вот, к примеру - описание общежития Текстильного института в Москве, который был построен по принципу популярного видения конструктивистов Дома - как машины для жилья:
Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса.
Машина для жилья  - для людей-машин...

Так вот - к началу 30-х годов - веяния из кабинетов власти - изменились кардинально.
Конструктивизм - с его излишествами рационализма стал считаться как раз стилем буржуазным.
А дворцы в стиле Людовика 14 были рассмотрены как вполне доброкачественные и пролетарские.
Соответственно - конструктивисты подверглись, как тогда было принято, гонениям - а на смену пришел стиль, известный как сталинский  - или советский монументальный классицизм, продержавшийся до Постановления ЦК КПСС и СМ СССР 1955 года Об устранении излишеств в проектировании и строительстве, что опять оскромнило советскую архитектуру...
Стиль отвергал демократичность конструктивизма, воспевал героическое, в формах зданий главным были богатый декор, монументальность, массивность, устойчивость, ритмичность и пропорциональность, заимствованные из классических образцов. Монументальными возводились не только дворцы и жилые комплексы, но даже и киоски, автобусные остановки, и чуть ли не общественные туалеты. Все по полной программе украшалось лепниной, скульптурой и гранитом.

Но - поскольку, моментально развернуть всю махину советского строительства, даже в те времена было делом немыслимым - в узкий промежуток 1932-36 гг. вклинился смутный, плохо изученный, переходный стиль, мало кому известный, под названием постконструктивизм.

Далее - абзац от специалиста из Википедии, из которого лично мне ни один термин не понятен, но, подозреваю, что каждый имеет значение:

Преобладавшая в период постконструктивизма тенденция в творчестве архитекторов — стремление к умеренному «обогащению» внешнего облика зданий, преодолению «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда.
В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля:
прямоугольные парапеты на крышах;
сплошное вертикальное остекление лестничных клеток;
акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей.
В то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся:
кессонированные своды арок;
развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком,
открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже;
безордерные колонны квадратного сечения;
использование имитационной рустики,
настенных изображений в технике сграффито
и ярких цветов в сочетании с непременным белым.
От подчёркивающего вертикали ар-деко постконструктивизм отличает тяготение к горизонталям.


В этом-то стиле и были построены те самые 6 домов квартала Сажерез, до которых я пытаюсь добраться...


3. Идея.

Идея, о которой идет речь, называется просто и красиво: Город-Сад.

Возникла она в конце 19 века, в Англии. В голове известного социолога-утописта (читай - фантаста) - Э. Говарда.
Мысль в основе проста - современный город себя изжил. Для полноценной, здоровой жизни людей он непригоден.
Лучший вариант - небольшой городок сочетающий и признаки города, и признаки деревни.
Говард подробно описывает, как должно выглядеть его детище. В частности - имеет место разделение зон парковых, жилых и рабочих (с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Город имеет форму круга. Внутри - -круг парка (центр), затем - кольцо жилого фонда, затем - внешнее кольцо предприятий. В городе предполагалось общественное самоуправление и коллективная собственность на землю и недвижимость.

Под Самарой, в начале 20 века, идея города-сада была реализована.
Правда, витавшие в воздухе идеи, были заимствованы не у Говарда, а у Льва Толстого. Толстой, как известно, призывал идти в народ, быть ближе к земле, заниматься физическим трудом, сохранять нравственное и духовное начало - и его идеи в те времена были очень популярны в России.

Замысел реализовал инженер-путеец, заместитель начальника управления Самаро-Златоустовской железной дороги Зубчанинов Евгений Андреевич (1865 – 1935), который добился выделения летом 1908 года начальником Самаро-Златоустовской железной дороги, статским советником А.Н.Чернаем , для «инициативной группе железнодорожных служащих» территории «путестроительных полигонов и ведущей к ним узкоколейной ветки» в районе нынешней Самарской ТЭЦ.
Нынешний, пользующийся неоднозначной славой, поселок Зубчаниновка под Самарой - был основан как новый вид общественного поселения, в котором все хозяйственные и организационные вопросы решались сообща его жителями.

st2
План поселка толстовцев в Зубчаниновке - 1910 год.

Поселок был заложен 10 мая 1910 года.
Уже через пару лет там было построено более 200 домов, открыты амбулатория и фельдшерский пункт (с бесплатной медицинской помощью), детский сад, школа, народный дом и библиотека. Строились пассажирская платформа, общественная баня, плотина, обсерватория и церковь. Выходила местная газета. Улицы были названы в честь русских писателей-классиков (Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лермонтова, Белинского, Гончарова и самого Толстого), на каждой улице росли разные породы деревьев.

В Советское время, поселок был определен в Кировский район Самары, естественно, первоначальные идеи видоизменились, в русле новых веяний, и постепенно выродились.

В целом же в дореволюционной России, идея города-сада - приживалась неплохо. Частично - она была заимствована с Запада (в 1914 году была переведена книга Э. Говарда), частично - до нее своим умом дошли и отечественные градостроители. С 1904 года ее широко пропагандировали журналы Зодчий и Городское Дело. Очертание концепции носилось в воздухе, ибо ситуация была одинакова и в европейских и в российских городах.
Идея приветствовалась либеральной общественностью, но - очень осторожно воспринималась царским правительством, которое смущала содержащаяся в ней мысль о местном самоуправлении.

Тем не менее - в начале 20 века в России  поселение Зубчанинова было далеко не единственным.

...Дореволюционные российские проекты поселений для рабочих и служащих начинают именоваться городами-садами, так как целенаправленно создаются в виде целостно спланированного поселка (рабочего или дачного) при промышленном предприятии (или без такового) с общественным центром, развитой сетью культурных, просветительных, детских, лечебных и обслуживающих учреждений...

...В начале ХХ в. в России возведение поселений-садов инициируется и осуществляется преимущественно:
а) городскими управами;
б) частными промышленниками (производственными объединениями);
в) государственными ведомствами;
г) кооперативами;
д) землевладельцами...

( Меерович М.Г. Рождение и смерть советского города - сада. Вестник Евразии. 2007г.)

На Западе, добавлю, для полноты картины, города-сады тоже стали реальностью, хотя, естественно, имели свои отличия, сообразно местным условиям и возможностям.

В СССР в 20-30 годы, идея города-сада была популярна, хотя и сильно трансформирована по сравнению с говардовским первоисточником.
В частности - знаменитые рабочие поселки - небольшие 1-2-этажные дома, вокруг предприятия, создавались с оглядкой именно на нее.
В таких поселках имели право жить только работники предприятия, жилье было преимущественно многоквартирное, коммунального типа, с покомнатно-посемейным заселением, как правило, без индивидуальных земельных участков, но с придомовыми хозяйственными сооружениями и общественными пространствами, предназначенными для соседского общения, отдыха, любительских занятий спортом, культурно-массовых мероприятий по месту жительства и проч.

В 1922 г. , опять в Самаре, опять силами сотрудников завода Сажерез, был создан кооператив железнодорожников «Сад-город» в районе станции «Безымянка», который и послужил началом развития второго  центра городского жилого расселения.  Поселок расположился в 11 км от города, у железнодорожного полотна, в районе завода «Сажерез». Он имел радиальную структуру, что сближало его с известной схемой идеального города-сада Говарда. Однако принципы управления и взаимодействия с предприятием (заводом Сажерез) - были, естественно - не те, которые описал английский утопист.
(В 1929 г. завод заявил о своем праве на эти территории и расторг договор с кооперативом).

Рис.2
План поселка Сад-Город работников завода Сажерез. 1922 год.

Начиная с 40-х годов - в СССР от идеи города-сада вообще отказываются, по причинам не вполне очевидным, и она попадает под запрет.

Это - описание фона, на котором, и следствием которого, появились жилые дома, история которых нас и занимает в этой статье - дома квартала Сажерез.


4. Результат.

В 1927-29 гг. московские архитекторы бюро картоиздательства НКВД профессора В.Н. Семенов и А.А. Галактионов разработали проект планировки и застройки города «Большая Самара» на тридцатилетний расчетный срок. На конец расчетного периода (1958 г.) численность населения города планировалась в 336 тысяч человек.
Но этот проект был отвергнут  городскими организациями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города.

Дальнейшая работа выполнялась институтом Мосгипрогор, но вскоре была передана в специально организованное местное планировочное бюро. К проектированию привлекли научно-исследовательские институты и учреждения края.
Руководителем разработки нового плана, получившего название "Большая Самара", а с 1936 года "Большой Куйбышев", стал местный архитектор - А. Каневский.

В рамках этого проекта в начале 30-х годов, в районе Безымянки планировалось построить Город Будущего, в основу которого легли вышеперечисленные идеи и обстоятельства.
Это должен был быть город образцового социалистического поселения трудящихся. Варианты таких поселений в ту эпоху широко обсуждались в прессе.

Статья в журнале Волжская Новь - точно иллюстрировала план застройки Безымянки будущего:
Проводим линию транспорта. Она легко разделит город надвое, оставляя с одной стороны индустриальные кварталы в них заводы, лаборатории. Теперь перешагнем через узкую линейку транспорта. И мы будем среди светлых кварталов жилищ, окруженных широким поясом древонасаждений. И затем, преодолевая новую зеленую преграду, можно быть в кварталах зданий общественного назначения...

Первейшее преимущество будущего рабочего района в том, что все элементы его запланированы разумно. Сознательное их размещение – главное отличие социалистического города.
Волжская Коммуна.
 (1 сентября, 1931).

Немаловажную роль при выборе места будущего образцового поселения играло наличие в непосредственной близости железной дороги и реки Самары.
По принятому плану Безымянка делилась железной дорогой на зону промышленную и жилую. Отделять друг от друга их должна была широкая полоса зеленых насаждений с административными и культурно-бытовыми объектами.

Первый проект капитального строительства в районе Безымянки- был создан архитекторами А. Каневским и Л. Волковым.
Это как раз наши 6 (по плану - 8 домов), которые должны были быть построены на территории квартала Сажереза.
В 1934 году был утвержден план - и - началось строительство.
В квартал, помимо восьми 4-х этажных домов в стиле постконструктивизма, было включено еще здание Дома Культуры.

st5
План 1-й очереди квартала Сажерез. 1934 год. Границы - современные ул. Победы - Ново-Вокзальная - Калинина - Свободы.

Первым домом проекта - и первым капитальным зданием на Безымянке был построенный в 1934 году дом по улице Победа, 94.
Прорабом на стройке работал Герой Советского Союза - Сорокин Михаил Яковлевич. Безымянлаг в то время еще не был создан - так что строили дом - обычные рабочие - строители.

0_68946_943398c_orig
1934 год. Один из 6 построенный по типовому проекту домов (переулок Славный, 4). В глубине - виден дом по ул. Победе 94, и двор -в котором предусматривались кладовые для жильцов и подвалы для хранения. Подвалы существуют и сейчас. Фото - из личного архива жителей дома.


5. Люди.

Каневский Абрам Львович (15.07.1907 6.07.1960) - архитектор, руководитель разработки генерального плана застройки Большая Самара, впоследствие - председатель правления Куйбышевского отделения Союза архитекторов СССР.

Волков Леонид Афиногенович (1902 - 1961 гг.)- самарский архитектор. Родился на Украине, окончил в 1929 году Одесский политехнический институт. В том же году стал работать в самарском Промстрое. Построил ряд зданий в Самаре,в том числе -- на Безымянке. С 1959 года возглавлял проектный институт в Уфе.

Сорокин Михаил Яковлевич   - родился в семье рабочего, в городе Абдулино Оренбургской области 16 октября 1910 года. Завершил обучение в Куйбышевском строительном техникуме в 1938 году, поступил на заочное отделение Куйбышевского строительного института. Его направляют прорабом на стройки завода "Сажерез" в феврале 1934 года. Михаил Яковлевич принимал участие в строительстве механического цеха завода, школы на Безымянке, 48-квартирных домов, больницы.
На доме по ул. Победы, 94 установлена мемориальная доска, посвящённая Михаилу Сорокину, которая гласит, что здание построено под его руководством. В 1939 году он участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Окончил Киевское артиллерийское училище в 1941 году, стал членом ВКП(б).

С апреля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. Майор Сорокин являлся командиром дивизиона 118-го артиллерийского полка. Он одним из первых переправил орудия и личный состав дивизиона через реку Днепр. Содействовал переправе других подразделений на плацдарм, отражая вражеские контратаки. За проявленные героизм и мужество ему присвоено звание Героя Советского Союза 30 октября 1943 года, вручены медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина. В одном из боёв за освобождение Белоруссии 12 декабря 1943 года пал смертью храбрых.

Помимо мемориальной доски, посвящённой Михаилу Сорокину, в Самаре именем Героя Советского Союза названа улица в Советском районе города.
Шесть первых капитальных домов квартала Сажерез были возведены до начала войны. Затем - планы строительства были прерваны обстоятельствами, и оставшиеся два дома так и не были никогда построены.
Существующие строения похожи, но не дублируют друг друга. Каждый дом имеет свои лицо, свои архитектурные особенности, различия в деталях - но во всех легко угадывается один и тот же общий базисный план.

Дома построены по традиционной на тот момент технологии - кирпич, дерево, бетон. Метровой толщины несущие стены, полная звукоизоляция внутри квартир, потолки в 3,5 метра.
Четырехэтажные здания раскинуты широко и неэкономно. В каждом - 48 квартир, по 2 на этаже. Сейчас поставили бы свечку - а в те времена - думали о безопасности. Жилые строения растягивались, на тот случай, чтобы в период, если придется, военных действий, при попадании бомбы в дом - потери среди жильцов были минимальны.

Фасады тех домов, которые выходят на центральную улицу (после войны, названную улицей Победы) - были декорированы более щедро, чем тех, которые стоят в глубине дворов.
Это - дома по ул. Победа 94 и 96.

Здания имеют эркеры, длинные балконы, некоторые - угловое застекление, но в настоящее время все они требуют реставрации.

В последний раз их капитальный ремонт производился в 50-е годы.
В квартирах (к тому времени, почти сплошь - коммунальных), были устроены ванные комнаты - в зависимости от планировки под это дело пожертвовали или одну из комнат, или половину огромной общей кухни. В итоге - ванные комнаты и сейчас по этой причине, удивляют здесь своими щедрыми размерами.

В тот же период,продолжалось оформление дворов дальнейшими застройками - и к дому № 94 был пристроен подъезд (по сути - отдельный маленький дом), уже иного качества, с другими по планировке квартирами, что делает весь дом ассиметричным, и вызывает у некоторых несправедливую критику его архитекторов.

На прилагаемой ниже карте все герои повествования отмечены красными точками.

Безымянный

1. ул. Победы 94,
2. ул. Победы 96,
3. пер. Славный, 4,
4. ул. Калинина, 3,
5. пер. Штамповщиков, 7,
6. ул. Свободы 99.

В глубине сквера, по адресу ул. Победы 96а, находится Дом Культуры Самарец, который входил в изначальный общий ансамбль.

Из схемы легко понятно - где недостает оставшихся 2-х домов первоначального плана квартала...
А так же видна пристройка, изменившая облик дома по Победе 94.

Сравним с первоначальным планом 1934 года.
st5

Красными точками помечены построенные дома.
Синими - те два, строительство которых прервала война.
Но вот - есть еще такие же с виду дома, которые я пометила желтым - о них ничего не сказано в источниках, тем не менее - судя по этому плану - домов планировалось поставить не 8, а 12!
Зеленая точка - это сквер и Дом Культуры, который был построен - на плане видно, что изначально предполагалось строительство симметричного объекта на противоположной стороне квартала, что тоже не удалось.
Изображения показывают,как обезображен внешний вид этих зданий -
отсутствием реставрационных работ,
небрежностью жильцов,
разнопестрой рекламой (в домах, выходящих на Победу, почти все первые этажи заняты под магазины),
и уродливыми разнокалиберными пристройками - застеклениями балконов и лоджий, сделанными в разное время из разных материалов разного цвета...

Дом по ул. Победа,94.

P1170292

Дома построены в разное время, но соединены арками, обрамляющими дворы и формирующими их внутреннее пространство.
P1170293

Двор большой, но весь занят насыпной горой. Внутри - подвальные помещения (в других дворах проекта подвалы не предусмотрены)
P1170294

Обратная сторона дома - вход в подъезды, никаких украшений и излишеств.
P1170296

Угловые балконы и круговые балконы вокруг эркеров. Виден пристроенный дом более позднего периода с аналогичными деталями.
P1170311

Фасад. Фрагмент. Балконы ограждены металлическими решетками. Декор отсутствует. Дом был сдан первым в серии в 1934 году - сталинский классицизм еще не развернулся.
P1170312

Минимальный декор со стороны Победы. Виден заложенный позднее парадный вход.
P1170313




Дом в переулке Славный, 4.

Стоит, можно сказать, спиной к спине дома предыдущего, и является его зеркальным отражением, которому не повезло выходить на центральную улицу и реставрация которого, по этой причине -  имеет еще более туманные перспективы...

С стороны двора.
P1170295

Пролеты подъездов. Узкие окна, выходящие во дворы и напоминающие бойницы - на самом деле принадлежат подсобным помещениям - в частности - ванным комнатам (да - в ванных есть окна - мы помним, что они были сделаны позже). Вообще  архитекторы стремились запустить максимальное количество дневного света внутрь квартир - в залах, находится до 4-х окон (в том числе - угловых), перегородки между кухней, коридором, ванной и туалетом, а так же ванной и коридором, внутри квартир - тоже имели внутренние окна. Возможно - при достраивании ванных - эта особенность была просто соблюдена.
P1170297

Козырек крыши над черным входом. Простая бетонная плита. Черные входы в подъезды располагаются на внутренней стороне дома. Парадные - на фасаде впереди. В некоторых домах (в этом, к примеру), сохранились и те и другие. В иных - только черные или только парадные входы. Причина мне не известна.
P1170299

 Лицевая, так сказать, сторона дома. Выходит на спортивную площадку. Во времена создания проекта еще думали о пользе физической культуры и свежего воздуха.
P1170300

Парадный подъезд и оформление окон лестничных пролетов над ним.
P1170301

Козырьки над балконами верхнего этажа видимо - не предусматривались...
P1170302

Та самая спортивная площадка.
P1170303

Центральная часть фасада. Постконструктивизм в неразбавленном виде.
P1170304

Эркеры и круговые балконы.
P1170306

P1170307

Угловые балконы - усовершенствованные поколениями жильцов.
P1170308




Дом культуры Самарец.

Как помним - тоже входил в изначальный план застройки квартала.
Буквы СПЗ - означают не что иное, как Самарский Подшипниковый Завод - тот самый Сажерез.
Странно звучит, но ДК и сегодня работает по прямому назначению. Изнутри он кажется раз в 5 больше, чем снаружи - имеет огромный актовый зал, в котором проводятся концерты, так же - ведется активная работа с детьми и пенсионерами. Насколько знаю - он до сих пор принадлежит заводу.

P1170314

P1170315




Дом по ул. Победа,96.

Самый красивый. Построен в 1936 году, с добавленными в духе времени излишествами - лепными цветочками, колоннами и пр.

Вход во двор - как и в предыдущем случае - только через арки. Причем - в более поздних постройках, примыкающих к нашим домам - эта традиция не нарушена.
P1170316

Фасад, выходящий на Победу. Деревья не дают возможность охватить вид дома шире.
P1170317

Парадный вход - здесь они сохранены и используются.
P1170318

Излишества в духе новых требований.
P1170319

P1170320

P1170321

Балконные ограды - уже не просто металл - а дань классической архитектуре!)
P1170322

P1170323

Одна из арок - современная дому.
P1170325

Обратная сторона, обращенная во двор - по прежнему сурова...
P1170327




Дом по ул. Калинина, 3.

Симметричный и противостоящий дому по Победе, 96.
Никаких сюрпризов. Спрятан внутри дворов - безыскусная простота фасада. Вход - со двора (черные ходы). Видна противоположная обрамляющая двор арка. Сам двор - очень большой, просторный и пустой. Подвалов нет. Возможно - когда-то были кладовые - не сохранившиеся до наших дней. В настоящее время - это сквер и детская площадка.
P1170326

P1170328

P1170329

Фасад, обращенный вне двора и очень запущенный...Летом здесь сыро, и местность напоминает болото. Теневая сторона и много зарослей.
P1170330



Дом по пер. Штамповщиков, 7.

Стоит в глубине дворов, и, показался мне самым молодым из всех. Отличается по архитектуре. Если сверху - форма та же, то вблизи мы видим упрощение фасада и планировки - нет эркеров, угловых окон и балконов, но при этом - несмотря на расположение  - всячески украшен. Вблизи  - домик выглядит нарядным и аккуратным. И... каким-то веселым)
P1170331

Напротив (за углом) виден большой двор и стоящий аналогичный дом по Свободе 99...
P1170332

P1170333

P1170334

P1170335

P1170336

Обратная сторона - тоже отличается от стандарта. Нет узких окон-бойниц. Все окна - обычные двустворчатые. Но - и здесь - ни одного балкона. Гладкая стена.
P1170338



Дом по ул. Свободы 99.

Никаких неожиданностей - стандартный проект - стандартное исполнение.
P1170339

P1170340

P1170341

P1170342

P1170343

P1170345

P1170346

К чему этот рассказ?
А к тому, что во-первых - история интересная, а во-вторых реставрировать пора.
И не  доводить хорошие, крепкие строения до состояния, когда снести - дешевле, чем починить..

Комментариев нет:

Отправить комментарий