воскресенье, 26 мая 2013 г.

Как отучить ребенка от хвастовства



Знакома ли Вам следующая или подобная ей ситуация?
– У меня двухколесный велосипед, а у тебя трехколесный.
– Ну и что?.. А ты через лужу не перепрыгнешь. А я!..
– Ну и подумаешь. А мой папа милиционер!
– А моя мама в цирке работает!..
Понаблюдайте, как дети начинают выстраивать свои статусы, как хвастаются, соперничают, завидуют и ревнуют... Уже где-то с года-полутора включается то, что можно назвать инстинктом соревнования – самоутверждение среди себе подобных, и в ход идет все что попало. «А у нас в квартире газ...»
Для малыша, самооценка которого еще только зачаточна, возмещением ее ущерба может послужить что угодно: мама отругала, отшлепала, зато бабушка подарила мячик. Потерял мячик, растяпа, облился супом, опять не справился со шнуровкой ботинок, зато нашел хорошую палочку. Малыши уже с раннего возраста ищут самоутешение и самоутверждение.
У них развивается дух соперничества, они осознанно стремятся к лидерству.
Примерно с трех лет дети начинают хвастаться: «Смотрите, что у меня есть!», «А я вот как умею делать!» Это естественный этап взросления: так ребенок утверждает себя.
Но у некоторых дошкольников хвастовство доминирует в поведении на протяжении нескольких лет. Они болезненно реагируют на преимущества других детей и не только пытаются показать, что они самые лучшие, но и принижают достоинства других: "Вот у меня есть, а у тебя нет!", "Я умею, а ты нет".
Часто так ведут себя дети, чьи родители хотят видеть их самыми лучшими. Установка взрослых на успех (осознанная или нет) вызывает у ребенка не насыщаемую потребность в похвале и превосходстве над другими и становится главным мотивом его поступков. К себе и окружающим он начинает относиться исключительно оценочно и больше всего на свете боится оказаться хуже других. Ребенок чувствует тревогу и неуверенность в себе, что, в свою очередь, компенсируется хвастовством.
Психологи советуют, прежде всего, перестать оценивать и сравнивать его с другими детьми. До пяти лет лучше избегать соревновательных игр, где неминуемо возникает конкуренция и где победа – главная цель. Присмотритесь, достаточно ли ваш сын (дочь) играет, рисует, конструирует. Учите его строить сюжеты, одушевлять кукол, создавать поделки. В творческой игре мы оцениваем не ребенка, а результат труда. Это помогает ему не мыслить категориями "лучше–хуже", а получать удовольствие от процесса игры.
Когда шестилетние дети хвастают друг перед другом, они не думают о своей реальной победе или поражении, они даже не сравнивают себя с другими. Для них это просто призыв: "Посмотри на меня!"
Не случайно взлет такого демонстративного поведения приходится на шестилетний возраст. Это время подготовки к школе. Дети начинают чувствовать, что к ним серьезнее относятся, принимают с большей готовностью, если они чего-то достигли, обладают чем-то особенным. Поэтому лучший способ обратить на себя внимание — показаться "выше" сверстников, похвастаться. ("Я умею считать до тысячи". — "А я — до миллиона".)
Хвастовство может сопровождаться бурными эмоциями, а иногда даже выглядеть агрессивным, враждебным по отношению к другим детям. Но в поведении ребенка чаще всего нет злого умысла. Он не хочет задеть чувств другого, ему нужно только показать в лучшем свете себя.
Часто ребёнок хвастается перед взрослыми, надеясь вызвать их одобрение и восхищение. «Чтоб больше любили».
Мало говорить ребенку, что его любят, от этого у него не появится позитивная самооценка. Чувство собственной значимости должно обязательно основываться на осязаемых успехах. Нужно, чтобы растущего человека заслуженно хвалили за реальные успехи в таком деле, которое он считает сам важным.
Дети узнают, кто они такие и что из себя представляют от своих родителей. Положительное отношение к детям создает у них положительную самооценку. Но положительные оценки детей должны совпадать с реальностью. Лучше ничего не говорить детям, чем льстить им незаслуженными похвалами. Если вы объективно и справедливо оцениваете своего ребенка, если по заслугам хвалите его, он поймет, что вашим суждениям и оценкам можно доверять.
Ребенок постоянно хвастается, выдумывает всякие небылицы, чтобы скрыть свою слабость и беззащитность. Глубоко внутри он чувствует, что ничего из себя не представляет и так боится, что правда обнаружится, что постоянно бахвалится. Причем хвастается как раз теми талантами, которых у него нет.
Помочь здесь довольно просто: дети должны получать только заслуженные похвалы и только за настоящие успехи. Если ваш ребенок склонен хвастаться выдуманными поступками или преувеличивать свои достижения, нужно предоставить ему больше возможностей делать то, что ему удается и за это умеренно хвалить его, совершенно игнорируя его собственное хвастовство. Когда он попытается получить ваше одобрение в ответ на примерно такое сообщение: «Я сегодня лучше всех мяч бросал», – спокойно скажите ему: «Хорошо, дорогой. Рада, что ты уже пришел». Потом, когда он действительно чем-то отличится, похвалите его сердечно, от всей души. Постепенно ребенок привыкнет, что от его выдумок и бахвальства никакой пользы, а за настоящие достижения можно заслужить искреннюю похвалу и благодарность.
Дети с высокой самооценкой вырастают обычно в тех семьях, где родители достаточно требовательны, строги в разумных пределах и умеют четко наметить желательные стандарты поведения.
Дети с низкой самооценкой чаще всего воспитываются в семьях, где царит вседозволенность, попустительство, чрезмерная критичность, где их не приучают самостоятельно принимать решения.
Как сформировать у ребенка чувство нужности и позитивную самооценку
Существуют некоторые правила, которые могут служить ориентиром для каждого родителя, желающего помочь своим детям в формировании здорового отношения к себе.
1. Любите ребенка и пусть он обязательно это чувствует. Пусть вам приходится быть строгими, требовать и иногда наказывать. Но обязательно сделайте так, чтобы ребенок знал, что вы цените его как личность. Пусть у вас будет общий досуг, пусть возникают такие моменты, когда вы можете рассказать ребенку о своих мечтах, поделиться своими переживаниями. Таким открытым и искренним общением вы даете почувствовать, что видите в нем хорошего и интересного человека.
2. Займитесь проблемой компетентности. Ребенку нужны объективные доказательства, что он может быть компетентным во многих видах деятельности. Для начала предложите ему такую деятельность, где он способен добиться успеха и поддерживайте его. Отмечайте пусть даже и незначительные, промежуточные успехи. Как известно, один успех непременно ведет к следующему.
3. У ребенка должно быть много источников поощрения. Конечно, родительское одобрение важнее всего, но если хвалить ребенка будете только вы, то он решит, что вы единственный человек, который его ценит и станет излишне зависимым от вас. Поэтому у ребенка должно быть как можно больше возможностей показать себя окружающим, услышать одобрение и критические замечания в свой адрес с их стороны.
4. Не надо критиковать нечаянные ошибки ребенка.Ошибиться, допустить неловкость может каждый. Ребенок, опрокинувший стакан с водой, не «дубина», но если вы так будете его называть, он может стать и таким. Лучший учитель – естественные последствия. Если ребенок что-то сделал не так, пусть лучше несколько раз переделает и постепенно он приучится быть более аккуратным и внимательным. И тогда вместо негативной самооценки у него будет формироваться мнение о себе, как о человеке, который способен честно признать свои ошибки и исправить их.
5. Не требуйте от ребенка невозможного для него.Четырехлетний ребенок может научиться считать, но не надо требовать, чтобы он научился читать, складывать числа столбиком, ездить на велосипеде – и все это за одну неделю.
6. Отведите постоянное время для каждого из детей.Разумеется, родители стараются не выделять никого из детей, но все равно найдется тот, кто станет считать себя обделенным их любовью и вниманием. Лучший выход из этого положения – устроить так, чтобы для каждого из детей нашлась свободная минута. Часто новорожденный или младший ребенок отнимает у матери больше времени. Чтобы не задеть старших детей необходимо, чтобы они знали, что вы также дорожите ими, а для этого выделите время для каждого из них.
7. Создайте в доме атмосферу благожелательности.Если дети воспринимают похвалу только в свой адрес, этого слишком мало; надо научить их замечать хорошее в других и не стесняться об этом говорить.
Лучший способ воспитания детей, которые станут по-настоящему ответственными, уверенными в себе, компетентными людьми с высокой самооценкой, заключается в том, что в детстве, пока они растут и развиваются, постоянно доказывать им на практике, что они способны быть ответственными, компетентными и, главное добрыми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий