После небольшого перерыва в нашем путешествии по Безымянке, мы возвращаемся к тому месту, где заканчивался местный Бродвей, а именно к парку ДК Родина, который в народе именуется сквером Калинина.
Текст: Андрей Артёмов
Предыстория
Знал бы седовласый всесоюзный староста какая публика на протяжении более чем 15 лет играла первую скрипку в названном его именем месте отдыха… Именно сквер Калинина стал тем местом, с которым у многих ассоциируются так называемые «фураги», исконно самарское неформальное объединение молодежи. О них сегодня и поговорим.
Самара никогда не испытывала недостатка в любителях нарушать правопорядок и заниматься уголовно наказуемыми деяниями разной степени тяжести. Еще в XVI веке атаман Барбоша, ныне потеснивший в Приволжском микрорайоне известного красного командира, периодически грабил купеческие и казенные «корованы» и был не одинок в этом своем увлечении.
В конце XIX — начале XX веков уже непосредственно самарцам давали «жару» горчичники. Выходцев, преимущественно из поселков располагавшихся по берегам Самарки , можно было встретить и в самом центре города — на Панской, на Дворянской и в Струкачах. Хотя лучше было бы их не встречать.
В 1930-х годах власть хорошенько взялась за молодежные банды. Самарские горчичники потеряли былую силу, перекочевав в места не столь отдаленные, а также в городские легенды и фольклор.
Однако, на рубеже 60-70-х годов у самарской молодежи накопилась достаточная доля пассионарности. И она исторгла из себя субкультуру, которая задала вектор развития многим юношам и девушкам того поколения. Речь идет о так называемых фурагах.
Начнем с того, что любая субкультура должна иметь определенную идеологию, либо что-то отдаленно ее напоминающее. Фураги — не исключение. Притом, что в их случае в ней присутствуют элементы конспирологии.
2 октября 1920 года В.И.Ленин выступал на Третьем Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. Спустя пару дней его речь была напечатана в газете «Правда». А спустя пару месяцев была выпущена отдельной брошюрой. С 1920 по начало 1970-х годов издавалась она 499 раз. Общий тираж был циклопичен — свыше 25 миллионов экземпляров. Все молодые люди, вступавшие в комсомол, обязаны были ее прочесть. А в комсомол «звали» всех. За исключением совсем уж маргинальных элементов. Этим образом речь вождя со страниц брошюрки находила свою аудиторию. Особое внимание привлекала фраза Ильича: «Вашему поколению предстоит жить при коммунизме».
Простым парням с рабочих окраин коммунизм рисовался в радужных тонах. Общество всеобщего равноправия, равного распределения материальных благ… Реальность же разительно отличалось от этих мечтаний, причем в худшую сторону. Богатые по прежнему оставались богатыми, а бедные — бедными, за товары и услуги почему-то все еще требуют деньги, в общем завет Ильича насчет «коммунизма» был не исполнен. В связи с этим родилась легенда, что Ленин на смертном одре завещал объявить всей стране, что коммунизм таки настал. Но никто не решился обнародовать эту благую весть…
Восстановить историческую справедливость необходимо было своими собственными руками. Путем экспроприации материальных благ у лиц их имеющих. Чем фураги и занимались. А учитывая большое влияние в их среде тюремной романтики и воровских понятий, другого выхода у них просто не было. Одним словом совершаемые кражи и грабежи были не просто возможностью разжиться чужим добром, но и маленьким шажком к обществу всеобщего равноправия и победе коммунизма. Хотя, конечно, далеко не все фураги занимались разбойным промыслом, но ходить под статьей о «хулиганке», считалось приметой правильного пацана.
Некоторые фураги, как гласят легенды, даже носили значок с изображением Ленина на лацкане пиджака. Да и вообще Ленин был первым фурагой, так как тоже питал страсть к этому головному убору.
Дресс-код
Базис в лице определенной идеологии мы выявили. Теперь перейдем к надстройке, под коей будем понимать внешний вид представителей описываемой нами субкультуры. Тем более, что он не менее важен, чем идеология. Пойдем сверху вниз.
Голова. С течением времени мода на стрижки среди правильных пацанов не меняется. Волосы должны быть предельно короткие. Допускается небольшой чубчик, но это уже для эстетов. Длинные волосы под строжайшим запретом, как символ загнивающего капитализма и его вестников среди молодежи — хиппи и прочих «низкопоклонников». Уже на грамотно подготовленный череп одевался определенный головной убор, а именно — «бабайка». Помимо злого существа которым пугают детей, это еще и фуражка. Подобно джинсам для хиппи, это был обязательный элемент внешнего вида «фураги». «Бабайки» были как простые, так и изготовленные из жутко популярного (и дефицитного) в то время махера. Обязательно на несколько размеров больше, чем нужно. У наиболее авторитетных людей она могла быть и из каракуля.
Туловище. На этой части тела представлены белая рубашка, простой пиджак («лепень») и белый шарфик, который может носиться круглогодично. За исключением уж совсем жарких дней. Помимо этого — «олимпийка». Трикотажная кофта, как правило, синего цвета с небольшой молнией. Большой популярность пользовались такие, на первый взгляд, нетипичные для дворовой публики элементы костюма как галстуки.
Ноги. Советская текстильная промышленность одаривала народ штанами преимущественно широкого покроя, что рождало протест в умах прогрессивной молодежи. В 50-х — начале 60-х годов стиляги их ушивали и зауживали. Спустя десять лет, мода сделала разительный реверанс. Прогрессивная, уже хиппующая молодежь, стала носить клеши, которые, как известно, чем шире, тем лучше. «Фураги» выбрали путь зауживания и ушивания. Они прошли по проторенной дороге золотой молодежи эпохи «оттепели», но та уже давно прошла и память о тогдашней «стиляжьей» моде немного стерлась. А хиппующие «волосатики» в широких цветастых клешах или джинсах вот они, рядом. Нам с ними не по пути. Зауживать брюки необходимо было до такой степени, чтобы нога в них еле-еле пролезала.
Ступни. Обувь фураги — «коры». По сути это были обычные ботинки, но их каблук с внутренней стороны срезался под углом 45 градусов. В чем сакральный смысл скашивания каблука — загадка. Тем не менее, многие сапожники той поры быстро освоили искусство изготовления «кор».
В каждом районе вышеозначенный ансамбль одежды и обуви мог немного варьироваться.
Добавим несколько изящных аксессуаров — чилим от зоновских умельцев и выкидной ножичек.
Кроме того, к внешним признакам фураг можно отнести манеру двигаться — походка в вразвалочку, тембр речи — с легкой гнусавинкой, тягучим произношением слов и ударением на гласные звуки.
Нетрудовые будни
Жизненный путь большинства фураг проходил по следующему сценарию. 8 классов школы, приобретение трудовой специальности в ПТУ. Работа на каком-нибудь заводе. Хотя наиболее конкретные пацаны должны были жить на нетрудовые доходы. Также одна из наиболее частых вех биографии — пребывание в местах заключения.
Свободное от всего вышеперечисленного время фураги проводили в типичных для той эпохи занятиях — танцы в клубах и на танцплощадках, киносеансы с билетами по 15 копеек, распитие спиртных напитков и песни под гитару. Добавьте сюда перчинку «гоп-стопа» и густо окропите солью борьбы с заклятыми врагами — «быками».
Наибольший процент концентрации «фураг» приходился на поселки и районы расположенные вдоль железнодорожной линии. 116-ый километр, Запанской, Толевый, Киркомбинат, Чуваши, Юнгородок, Негритянский и Зубчаниновка. Ну а центром «производства» фураг была Безымянка. В 70-е годы как грибы после дождя росли новые микрорайоны. Там бал также стали править фураги. В общей сложности за ними было закреплено примерно 80% территории города.
Их противники — «быки» были более малочисленны, не имели какого-либо чётко устоявшегося дресс-кода и несли более рыхлый «месседж». В большинстве своем они были жителями старого города. Но также к их числу мог быть причислен любой человек не зависимо от района проживания, если в его внешнем облике были чуждые пролетарскому глазу черты: длинные волосы, клеши, слишком яркая или дорогая одежда. Почему жителей исторического центра назвали именно быками — неизвестно. Вероятнее всего кличка эта была придумана фурагами.
Противостояние этих двух группировок имело сразу несколько причин:
- Извечное противостояния центра и окраин.
- Классовая вражда. Пролетарии Безымянки против «золотой» молодежи старого города.
- Вражда идеологическая. Фураги с заветами Ильича и блатными понятиями против прозападно настроенных быков.
- Классовая вражда. Пролетарии Безымянки против «золотой» молодежи старого города.
- Вражда идеологическая. Фураги с заветами Ильича и блатными понятиями против прозападно настроенных быков.
В историю города вошло одно из крупнейших сражений в войне этих двух враждующих лагерей. Это была заранее спланированная операция, в ходе которой большое количество фураг прибыло ко Дворцу спорта на различных видах транспорта, где они стали устраивать отлов всех «волосатиков» (и тех, кто просто подвернется под руку) с последующим избиением. Количество правильных пацанов достигало трехсот человек.
По воспоминаниям очевидцев имел место еще такой забавный случай. Один самарский хиппи по злому стечению обстоятельств проживал на Безымянке. Ходить с «хаером» по этому району было весьма рискованно. В итоге, чтобы не получить черепно-мозговую травму он имитировал ее ежедневно забинтовывая голову. Так он мог безболезненно добраться до старого города, где снимал бинты и выставлял «хаер» на всеобщее обозрение.
Достигнув пика своей активности во второй половине 70-х — начале 80-х годов, фураги как субкультура потеряли свои позиции во времена перестройки. Безмятежное болото брежневского застоя и мрачные годы «гонок на лафетах» сменились гласностью и ускорением. Из-за потрескавшегося «железного занавеса» все активнее проникали в широкие слои молодежи новые субкультуры рожденные на Западе — панки, брейкеры, металлисты.
Фураги уступили место привычным нам гопникам, уже без специфической идеологии и дресс-кода, от которых остались одни воспоминания.
P.S. В прошлом году фураги «ожили» уже как сценический образ. На сцене «Звезды» прошло «Фураги-шоу». По этому случаю и был снят этот клип.
Комментариев нет:
Отправить комментарий